Поиск
Close this search box.

Родителям

Советы психолога

Памятка для родителей «Безопасность детей в социальных сетях. Родительский контроль»16787_pamyatka_dlya_roditeley_roditelskiy_kontrol_1

TikTok: инструкция для родителей

Словарь для родителей

Феномен родительства 

Ваш ребенок – одаренный!

Маршрут в Навигаторе при поиске дистанционных программ

Ресурсы которые могут помочь вашим детям определиться с будущей профессией и набором необходимых навыков для ее успешного освоения

Дополнительное образование: как выбрать?

Поколение Z

Родители и дети в цифровом мире

Равные возможности детям: Как использовать сертификат персонифицированного финансирования дополнительного образования?

Антистресс-гимнастика

Цель: снятие нагрузки с целью избежать осложнений от стресса.
Снимать стресс категорически нельзя пирожными или крепким кофе. Можно применить только жевательную резинку, таблетки с мятой или маленький квадратик шоколада, причем не жевать его, а рассасывать.

Отвлекаемся

Первое — выпрямите спину, расправьте плечи, втяните живот. Сделать это можно и сидя, и стоя — в той позе, в которой застал вас стресс.

Посидите минуту с закрытыми глазами. Перестаньте думать о происшедшем неприятном моменте, о причине стресса. Подумайте о том, как вы сейчас смотритесь со стороны. Вспомните, что после стресса любой человек выглядит ужасно не только в осанке, но и в выражении лица.

Снимаем напряжение

  • Теперь расслабьте лицо, снимите с него обиженное и напряженное выражение.
  • Проведите несколько раз языком по зубам, потом оближите губы.
  • Положите руки на лоб и слегка прижмите.
  • Нежно похлопайте ладонями себя по скулам.
  • Потрите виски.
  • Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их.
  • Затем сделайте несколько глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок.
  • Если сидите за письменным столом или компьютером, скиньте обувь и тихонечко постучите ногами по полу, причем всей ступней.

Успокаиваемся

Выполните еще одно упражнение — удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони. В шумном помещении, где не слышно постукивания, это упражнение очень кстати.

Прыжки

Если вас никто не видит в данный момент, примените такой способ борьбы со стрессом: произвольно попрыгайте и помашите руками и ногами. Можно даже агрессивно, ведь вас же не видят.

По-американски

Сядьте повыше (на стол или подоконник), чтобы ноги свешивались. Несколько раз заплетите ноги в одну сторону — расплетите, заплетите в другую. Немного подвигайте сплетенными ногами вправо-влево.

Выпрямите ноги, напрягите, потом расслабьте. Слегка согните их в коленях, поставьте параллельно друг другу и покачайте ими вправо — влево.

Встаньте, выпрямитесь, как струна, еще раз глубоко вдохните, выдохните ртом и обратно за работу!

Как уберечь детей от наркотиков?

Наверно, не ошибусь, если предположу, что этот вопрос задавал себе каждый родитель, воспитывающий подростка. Кто-то задумывается об этом всерьез, приглядывается к своему отпрыску, а кто-то лишь ужасается «нынешним нравам», считая, что его семью эта проблема не коснется. В то же время пугающая статистика роста сбыта и употребления наркотиков не где-то на «диком Западе», а в нашем родном городе свидетельствует, что зло наркомании, увы, не щадит никого, уничтожая все новые человеческие жизни и судьбы.

Факторы риска

Кто же из подростков наиболее подвержен риску попасть в омут наркомании? Исследователи выделяют биологические (патология беременности и родов, хронические заболевания и пр.), социальные (плохая организация досуга, целенаправленное «подсаживание на иглу» взрослыми и пр.) и психологические (воспитание в семье, взаимоотношения с родителями и сверстниками, школьная дезадаптация и пр.) факторы риска.

Я хочу подробно остановиться на психологических факторах риска, так как, на мой взгляд, это то, что может изменить каждый родитель в своей семье. Мы, к сожалению, не можем повернуть время вспять и родить нашего ребенка абсолютно здоровым. Мы не можем также ждать, когда начнут работать многочисленные бесплатные кружки или когда правоохранительные органы переловят всех продавцов наркотиков (опыт показывает, что эта задача не решена ни в одной стране). Но только от нас, родителей, зависят наши отношения с подростком, его эмоциональное благополучие.

Многие родители прекрасно понимают свою ответственность за ребенка, его здоровье, поэтому делают, по их мнению, все возможное. К сожалению, это «все возможное» нередко заключается в кратком и безапелляционном — «запретить!» Запретить сыну или дочери ходить на дискотеку, запретить встречаться с подозрительными приятелями, запретить болтаться по улице, запретить… Да мало ли что можно еще запретить подростку для его же блага!
Не кажется ли вам, уважаемые взрослые, что ребенок здесь выступает в качестве объекта, неодушевленного предмета, которого можно поставить в укромный уголок, где его минуют все беды и напасти?

Чтобы увидеть неоднозначность (если не сказать ошибочность) такого подхода, давайте задумаемся, что происходит с нашим ребенком, когда он становится подростком? И почему этот возраст является таким «трудным»?

Дело в том, что кроме анатомо-физиологических изменений (изменение пропорций тела, половое созревание), в подростковом возрасте происходят глубокие личностные изменения. Недаром этот возраст еще называют переходным — подросток выходит из детства и становится взрослым.

Согласитесь, быть взрослым непросто. Наверно, поэтому взрослые часто детство называют беззаботным. Ведь в детстве за тебя все решают старшие — сколько гулять, какую одежду носить и как себя вести. Они же и несут ответственность за поступки ребенка: подрался мальчишка во дворе — обвиняют родителей («Какого хулигана воспитали!»), получил «двойку» в школе — вызывают родителей («Куда вы смотрите?»). И совсем другое дело, когда речь идет о взрослом человеке — сам опаздывает на работу, сам за это получает выговор.

Осознанный выбор

Другими словами, быть взрослым — это значит жить своим умом, планировать свои действия и нести за них ответственность. Это значит оценивать окружающие события, людей, свои и чужие поступки и на этой основе строить свое поведение, свои отношения.

Таким образом, подросток впервые начинает смотреть на мир своими глазами, а не глазами взрослого. Ему нужно заново, по-своему, оценивать окружающих его людей (в том числе и родителей), а также себя и свою жизнь. При этом зачастую подросток приходит к выводу, что его мнение, его оценки не совпадают с оценками взрослых. Например, мама считает, что носить в одном ухе три сережки — это вульгарно и глупо, а 13-летняя дочь уверена, что это писк моды.

Ситуация усугубляется тем, что родители не замечают (или не хотят замечать?) личностных изменений в подростке, по-прежнему считают его маленьким, несамостоятельным, требующим постоянного контроля и опеки. А в 12-13, и тем более в 15-16 лет человеку тесны эти рамки, невыносима мелочная опека — он уже большой и хочет сам принимать решения!

Многие родители возмутятся: «Как же так! Если подросткам позволить все, что они хотят, они же таких дров наломают! Перестанут ходить в школу, не будут ночевать дома и еще неизвестно чем будут заниматься!» Но спросите себя, до какого возраста вы сможете водить за ручку ваше двухметровое дитя в школу, вытаскивать его из подвалов, то есть нести ответственность за ЕГО жизнь?

Конечно же, мы не говорим, что надо махнуть на подростка рукой, бросить его, что называется, на произвол судьбы. Речь идет о том, чтобы относиться к нему как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение и который может попросить о помощи.

При таком подходе к воспитанию ребенка роль взрослого заключается в том, чтобы помогать ребенку делать тот или иной выбор, обсуждая (именно обсуждая вместе с ребенком, а не вещая «с высоты собственного опыта») возможные последствия каждого решения, и самое главное, уважать выбор, сделанный ребенком. Такой подход предполагает наличие понимания, доверия, уважения между взрослым и ребенком и не предполагает нотаций, упреков, давления и необоснованных (то есть непонятных для ребенка) требований.

И тогда подросток будет совершать тот или иной поступок не потому, что это ему разрешают или запрещают родители, а потому, что он принял осознанное решение и несет за него ответственность.

Борьба со следствием

Таким образом, чтобы ваш ребенок не начал употреблять наркотики (не связался с дурной компанией, не совершал роковых ошибок и т.д.), необходимо с самого детства воспитывать его самостоятельным, ответственным человеком, человеком, способным предвидеть последствия своих поступков и отвечать за них.

Как воспитать такого человека — однозначно ответить невозможно. Но можно попытаться разобраться в том, что мы делаем неправильно. Например, обратите внимание, что привычная для всех нас «борьба со следствием» (получил «двойку», пришел не вовремя домой или испачкал новую куртку — получи наказание, чтобы в следующий раз неповадно было) не приносит результатов, а зачастую только ухудшает положение вещей: ребенок вообще перестает ходить в школу, домой приходит все позже и т.д.

Это происходит потому, что ребенок стремится избежать наказания, и делает это в соответствии со своей логикой: не буду ходить в школу — не будет «двоек», приду позже — оттяну неприятный разговор, упреки. Вот и получается, что мы стараемся добиться одного (улучшения успеваемости, соблюдения режима дня), а получаем прямо противоположное.

Но самым страшным результатом становится стена непонимания, выросшая между родителями и подростком. И как следствие — мнение подростка о том, что родителям бесполезно что-либо объяснять, обращаться к ним за помощью — в ответ все равно услышишь давно знакомые нотации, упреки, обвинения. И тогда подросток идет на улицу, к сверстникам, где его поймут, поддержат и посоветуют, например, «покурить травку» или «уколоться», чтобы забыть неприятности, поднять настроение.

Недаром специалисты одной из основных побудительных причин начала употребления наркотических веществ называют стремление молодых людей уйти от неприятностей, жизненных проблем, улучшить свое настроение, достичь эмоционального комфорта.

Генеральная репетиция

Вообще сверстники начинают играть ведущую роль в жизни подростка: в общении с ними он может обсудить волнующие его вопросы, попробовать различные способы поведения и отношений. Иными словами, жизнь в подростковой группе — это репетиция взрослой жизни (ведь прежде чем сесть за руль автомобиля, человек отрабатывает необходимые действия на тренажере — иначе не избежать аварии). Поэтому для подростка очень важно быть принятым в группе, соответствовать ее требованиям и правилам. И если в группе принято «расслабляться» с помощью наркотиков, то перед подростком стоит выбор: или действовать «как все», или оказаться белой вороной с риском быть изгнанным из группы. Последнее является для него, пожалуй, самым страшным.

Вот вам и еще один толчок к началу употребления наркотиков: облегчение общения со сверстниками своего и противоположного пола, преодоление замкнутости, стеснительности, достижение чувства раскованности, а также стремление подражать, не отставать от сверстников, быть принятым группой.

Как мы видим, подростковый возраст — очень сложный, болезненный (прежде всего для самой взрослеющей личности) и в то же время бесконечно важный, жизнеопределяющий. Так кто же, как не мудрые, любящие, терпеливые родители, в состоянии помочь подростку преодолеть этот тернистый путь взросления? А от нас, для того чтобы ребенок принял нашу помощь, понял наше желание помочь ему, требуется лишь теплое и заботливое отношение к нему, его эмоциональное принятие, понимание его возрастных особенностей, поддержка в трудных ситуациях, сотрудничество с ним…

Просто? Нет не просто. Но давайте будем помнить, что нашему ершистому, замкнутому, грубому, ленивому (список продолжите сами) подростку еще труднее: ведь он вступает в СВОЮ жизнь, где все для него ново.

«Я заблудилась в себе»

Сложность познания себя и окружающих очень точно отразилась в этих, пусть неумелых, но искренних стихах девочки-подростка:

В тумане я заблудилась
И не найти мне себя…
Зачем я на свет появилась,
Если саму себя не могу найти я?

Туман все окутал,
И некуда мне идти.
Белый воздух меня запутал,
Сбил с прямого пути.

И тишина. И никого.
Я не слышу дыханья своего,
Я не чувствую сердцебиенья —
Белый туман, как тысяча привидений.

Я заблудилась в себе,
Ведь это замкнутый круг.
И сомненья, туман везде,
И думы, раздумья вокруг

Основы психологической защиты

Как быть с хамами, которые постоянно норовят испортить нам настроение?

Этих людей не так много, но даже один из них способен испортить нам настроение надолго. Причины могут быть самыми разными.
Иногда явных причин может не быть вовсе.

В общем, так бывает, что знакомый или незнакомый человек начинает очень грубо высказываться в Ваш адрес, или каким либо другим способом показывает Вам свое пренебрежение. Порой это специально делается в присутствии Ваших родных, друзей или сотрудников, чтобы унизить Вас посильнее.
Элементарное хамство не так безобидно, каким кажется. Это не просто испорченное настроение или уязвленное самолюбие. Часто такие люди интуитивно знают, как побольнее ударить человека в незащищенное место, причинив ему страдания, которые не утихают годами. В ход идет все — и ироническая улыбка в нужный момент, и базарный окрик…

Первобытным людям, думается, было проще. Человек не накапливал злобу, обиду или ненависть. Ну, обидели тебя, берешь дубину и — по голове обидчику. А если он сильнее тебя, то остается убегать от него, сломя голову — тоже «разрядка». Ну а мы-то с вами живем в более-менее цивилизованном обществе. Часто у нас нет такой возможности — треснуть обидчика по голове. Это только в Японии додумались ставить на фирмах чучело начальника, чтобы подчиненные имели возможность выместить на чучеле все, что накопилось, избавить себя от груза отрицательных эмоций. Но нам-то что делать, гражданам совсем другой страны?

Нужно уметь защитить себя!

В ситуациях противостояния, когда на вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигается умение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает вовсе непросто. Но крайне важно. Здесь вам помогут упражнения по релаксации. Приведем несколько способов достижения этого состояния.

Метод 1 (Отстранение)

При беседе с людьми, которые могут оказывать на вас негативное влияние, первым делом мысленно отделите их экраном из плотного стекла, визуализируйте этот экран до ощущения полной реальности. Вы видите и слышите собеседника, но его злоба и ненависть не проходит к вам. Создайте между вами экран. Вообразите непробиваемую стену. Из чего Вы ее соорудите — дело Вашего воображения. Из бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля… И Вы вдруг увидите, как ваши «благожелатели» станут Вам абсолютно безразличны. В этом случае перемена бывает разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут «пробить». По отношению к человеку, который выводит вас из душевного равновесия, но не присутствует рядом с вами, используется психотехника мысленного отделения от него стеной со следующей словесной формулировкой: «Ты просто не существуешь. Я не могу ни видеть, ни слышать тебя, тебя вообще нет».

Метод 2 (Разглядывание)

Негативная информация больше всего воздействует на слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах. Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, а вы, чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо — как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет. Или попробуйте посчитать сколько раз у него двигались уши во время крика. Смотреть следует молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать. Во время этой умышленной паузы постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с разгоряченным собеседником. Кто бы ни был противником — случайный прохожий, начальник, коллега или подчиненный, ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет ослабление его напора.

Метод 3 (Визуализация)

За развитием ситуации вы наблюдаете как бы со стороны. Представьте себя зрителем, смотрящим художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Далее можно рекомендовать следующие варианты:

  • уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев, пусть он будет карликом, гномом или букашкой;
  • постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде (например, в трусах и в каске);
  • представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит мимо вас;

Основы психологической защиты.

Основное правило психологической защиты гласит: Никогда не упускаем противника из виду, наблюдая за его внешними реакциями и движениями. Всегда осуществляем визуальный контакт, т.е. смотрим ему в глаза.

При общении с атакующим вас субъектом всегда старайтесь смотреть ему в глаза и не поворачиваться спиной. Волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям. Поэтому, если вы будете смотреть на противника мельком и сразу же отводить взгляд, такое поведение он примет за признак слабости. Противник будет считать вас неуверенным и стеснительным человеком.

Напротив, спокойный, холодный и уверенный взгляд часто дезориентирует противника и выбивает его из колеи. Поэтому все мастера единоборств специально тренируют «волевой» взгляд, способный «пригвоздить» противника. Вспомните, как профессиональные боксеры перед схваткой буравят друг друга глазами. Дрогнул, показал слабость, отвел взгляд, — значит ты слабее, значит уже проиграл еще до начала поединка. Специальные методы тренировки взгляда практикуются и в спецслужбах…….

Советы педагогов

Одно доброе слово может переменить жизнь ребенка, а одно несправедливое, сказанное с горяча, может испортить отношения на всю жизнь. Будьте внимательны к своим словам.

Перед вами юноши и девушки, они молоды и красивы. Но юные и красивые редко бывают мудрыми, говорил Гомер. Не ждите от них мудрости, и пусть вас не раздрожает их ограниченность. Мудрость ваших детей — в Вас.

Вот одна из самых умных мыслей на свете: справляйтесь с неприятностями по мере их поступления.

Если вы нечаянно сказали глупость, зажмурьтесь, покачайте головой и постарайтесь ее забыть. Не корите себя. Нет на свете умного человека, который хоть раз не сказал бы нечто очень глупое.

Загадочные существа — девочки- подростки. Никто не знает, что у них в голове, что они могут натворить. Часто они сами не понимают, что с ними происходит. Их очень легко обидеть даже обычным словом. Будьте предельно осторожны с ними.

Привычки сильны тем, что становятся природой человека. Бороться с дурными привычками почти невозможно, но можно обогатить природу ребенка добрыми привычками.

В древности считали, что всякий действующий по принуждению — недостойный человек. Если хотите воспитать достойных людей, старайтесь исключить из ваших методов принуждение.

Не упускайте возможности показать детям красоту мира. Посмотрите все вместе за окно. Там темно, и только огни отражаются на снегу — как красиво!
Радости, радости, доставляйте детям больше радости! Веселите их как умеете, веселье вызывает радость в душе.

Мы не знаем главного о ребенке — каковы в действительности его способности, откуда они, как будут развиваться. А что если считать всех детей гениальными и общаться с ними, как с гениями человечества?

Доказывайте, все доказывайте, будьте убедительны. Доказательство производит сильное впечатление на молодой ум.

Доказательства придают основательность жизни.

Всегда помните старую истину: пусть лучше десять виновных останутся ненаказанными, чем пострадает один невиновный.

В ваших силах дать детям стремление к счастью, веру в то, что человек может быть счастлив.

Какая сегодня погода? Туманное утро не означает, что день будет облачным. Надейтесь, пожалуйста, надейтесь, не теряйте надежды.

Психологи говорят, что птицы одной стаи обретают похожее оперение. Не подшучивайте над подростками за то, что они похоже одеваются и подражают друг другу во всем.

Мудрый человек сказал: войну объявляют пожилые, но воевать и умирать приходиться молодым. Как можете, оберегайте молодых людей от крайних, воинственных идей и взглядов.

Учите детей добиваться своих целей только за свой счет, а не за счет другого. Пусть ребенок вырастет осмотрительным — не мешает ли он кому-нибудь?

Дети становятся лучше и хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы — лучше становятся и дети. Не надо воспитывать детей — становитесь лучше.

Все время показывайте ребятам, что жизнь- это цель последствий, что каждое слово и каждый поступок вызывают хорошие и дурные слова и поступки других людей.

Главное — не оскорбляйте! Как огня бойтесь оскорбить ребенка нечаянным словом.

Советы логопеда

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить: Необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно. Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

«Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить » И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав » Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
Чередовать » Заборчик» — » Трубочка».

«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)»

Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны (маляр красит домик язычка).

«Помидорчик»

Одновременно надуть обе щеки.

«Огурчик»

Одновременно втянуть обе щечки.

«Орешек»

Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.

«Покатай орешек»

Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: » тя-тя-тя».

«Часики»

Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

«Крестик»

Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый угол рта и в правый уголок.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Кошечка лакает молоко»

Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

«Почистим верхние и нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево — вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Как научить ребёнка читать?

Чтение — это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин.

Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы родителями и педагогами начальной школы.

Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

Чтение «зашумленных» слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка. Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки. В этом упражнении есть секрет — упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения! Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее. Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.

Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе. Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками. В таких заданиях пропуски встречаются двух видов: пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка; пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они. Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой.Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию. Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах. Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их. Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.

Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета. Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.

Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения — техники чтения.
Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста.
Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями начальной школы на уроках и во внеклассной работе.

Игра «Пять вопросов»: ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только «да», «нет» и «не знаю». Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.

Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.

Найди противоположные слова: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например, постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда; любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой; принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить; жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.

Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке. Например:

В косматой его бороде.
Трещит по замерзшей воде,
Идет, по деревьям шагает.
И яркое солнце играет. (Н.А. Некрасов)
На велосипеде.
Задом наперед.
А за ними кот
Ехали медведи (К.И.Чуковский)
По Заставе Ильича
В доме восемь дробь один
По прозванью Каланча
Жил высокий гражданин (С. Михалков)

Как быть здоровым

Здоровый образ жизни, необходимое условие сохранения и укрепления здоровья.

Исходя из определения здоровья как состояния полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов, понятие «здоровый образ жизни» можно сформулировать следующим образом:

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологических процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию того вреда, который человек наносит здоровью своим поведением. При этом увеличивается вероятность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Почему мы предлагаем считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок, и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

Продукты, необходимые организму

  • Углеводы в питании — важнейший источник энергии. Углево­ды содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах.
  • Жиры относятся к основным пищевым веществам и являются важным компонентом в питании человека. Жиры входят в состав клеток и тканей организма и участвуют во многих жизненно важных функциях. Они являются важным источником энергии и входят в определенном количестве во многие пищевые продукты.
  • Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей организма. Источниками белка являются мясо и рыба, яйца и творог, сыр и молоко, хлеб и картофель, фасоль и горох, рис и орехи.
  • Витамины — это органические соединения, необходимые организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины повышают физическую и умственную ра­ботоспособность и обеспечивают устойчивость организма к различным заболеваниям. Витамины поступают в организм с пищевыми продуктами животного и растительного происхождения.
  • Минеральные вещества — неорганические соединения. Они служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.
  • Вода — один из наиболее важных компонентов организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости — около 2 литров.

Некоторые правила приема пищи:

  • следует относиться к еде с уважением и ответственностью — тщательно прожевывать каждый кусок пищи;
  • не следует садиться за стол усталым. Перед приемом пищи необходим 10-15-минутный отдых;
  • двигательная активность, ее уровень, который оказывает положительное влияние на развитие физических качеств;
  • обратите внимание на необходимость самостоятельных занятий физической культурой и спортом, а также выполнение посильной
  • физической работы на свежем воздухе;
  • рациональное питание и гигиена питания;
  • режим питания, соблюдение правил гигиены питания;
  • профилактика вредных привычек и заболеваний;
  • формирование привычек здорового образа жизни.

Меню для отличников…

Как помочь своему любимому школьнику (от первоклассника до первокурсника) быстрее настроиться на рабочий лад и приспособиться к интенсивным умственным нагрузкам? Чтобы еда помогала мозгу работать на полную мощность, очень важно наладить правильное питание школьника, а правильное питание — это… питание по правилам.

Завтракать, но не объедаться

Как бы ребенок ни убеждал вас в том, что не может проглотить ни кусочка в такую рань, позавтракать он должен, иначе его мозг будет работать только на две трети своих возможностей. (Оставшаяся треть будет занята мыслями о еде.) А чем ребенок сможет поддержать свой мозг, находясь в школе? Чипсами, шоколадками или сухариками, купленными в буфете. Именно такую еду, а не суп и котлету (как думают родители) чаще всего выбирают дети. Мало того, что это вредно для пищеварения, сочетание жиров и углеводов, содержащихся в такой еде, усиливает тормозные реакции в головном мозге — от такой еды хочется не работать, а спать.

Некоторые мамы стараются кормить любимое чадо по утрам как на убой, ведь ему придется голодать полдня. В ход обязательно идет поговорка: «Завтрак съешь сам…».

Диета тех, кто занимается несколько часов в день умственным трудом, не должна быть перегружена калориями. Иначе организм будет тратить силы на снабжение кровью не головы, а желудка и кишечника, чтобы они быстрее переваривали съеденное. Чем больше съедает ребенок за завтраком, тем сильнее падают и внимание, и память. Выбирать продукты, помогающие мозгу работать.

Чем же надо кормить школьника, чтобы он рос не только здоровым, но и умным? Еда, «включающая» мозги, должна содержать белки растительного или животного происхождения: белки не дают углеводам действовать расслабляюще. Поэтому к привычному завтраку из каши и макарон диетологи советуют добавлять мясо, молочные продукты, блюда из гороха или фасоли. Если ваш ребенок не представляет свою жизнь без сладкого, предложите ему вместо конфет и печенья мороженое или сырники, в которых кроме углеводов содержится белок.

Что надо есть, чтобы…

Лучше запоминать

  • Рыбу, богатую разнообразными жирными кислотами, а именно они укрепляют серые клетки мозга и заставляют их плодотворно трудиться.
  • Лучшие результаты в тестах на проверку памяти имеют те дети, которые получают с пищей достаточное количество витамина В2. Обязательно давайте детям творог: из всех молочных продуктов он больше всех содержит кальция, необходимого для нормального функционирования клеток нервной системы.

Укрепить память

  • Полезны для укрепления памяти бананы, а кроме этого они улучшают настроение.
  • Включайте в рацион школьника морепродукты: в них много йода, которому диетологи отводят важнейшую роль в укреплении памяти.

Усилить сообразительность

  • Вашему чаду необходимы орехи, особенно грецкие и арахис. Они помогают мозгу максимально использовать энергетические ресурсы.
  • Включайте в рацион ребенка красные овощи: сладкий перец, морковь, помидоры. В них много бета-каротина, поэтому они не только усилят сообразительность, но и укрепляет зрение.

Быстро сосредочиться

  • Помогает инжир — источник калия, фосфора, магния и легкоусвояемой глюкозы. Это «скорая помощь» для рассеянного мозга.
  • Ребенок не сможет сконцентрировать внимание и запомнить все, что говорит учитель, если в его организме не хватает железа. Чтобы этого не произошло, в рационе обязательно должно присутствовать мясо (телятина или нежирная говядина).

Увеличить работоспособность

Ученые доказали, что хорошо повышает умственную работоспособность коричневый рис. На втором месте овсянка, на третьем — гречка. А вот кормить ребенка с утра манной кашей не стоит. Эта крупа лишена витаминов, и от нее мозгу нет никакой пользы.

Десерт для мозга

Вместо пирожных и конфет детям лучше давать свежие или замороженные ягоды. Все они исключительно полезны для мозга, так как укрепляют стенки его сосудов и снижают утомляемость глаз.
Мы не беремся утверждать, что, следуя нашим советам, вы обязательно вырастите нобелевского лауреата, но посильную помощь в овладении знаниями своему ребенку окажете.

Дата обновления страницы: 28.09.2023

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом